Простой вопрос налогового инспектора:
— Вы один и за директора, и за главного бухгалтера, и за поваров, и за официантов, и за развозчиков еды работаете? Вам, наверное, жутко тяжело приходится?
И это только начало диалога, а было бы желательно в дальнейшем продолжить общение в деловом ключе:
— Вашей партии и лично товарищу Бродскому нужны деньги. Сколько вы хотите, чтобы отпустить Женю из коммунистов? Сто рублей хотите?
— Я смеюсь с вас, мадам. За мою голову назначено вознаграждение — несколько тысяч рублей. Так неужели мальчик из приличной буржуазной семьи стоит дешевле, чем голодранец-большевик?
Но увы, профилактическая беседа в контрразведке заканчивается предложением, от которого сложно будет отказаться - выйти из тени и начать платить налоги. В противном случае его ждет блокировка счетов, налоговая проверка, доначисления и штрафы с пенями, а затем придется распродать имущество и надеть финансовый деревянный макинтош.
Наш друг предприниматель, как и подавляющее большинство его коллег, столкнулся с суровой действительностью. За прошедшие несколько лет многое в экономике, банковском и налоговом контроле государства, кардинальным образом изменилось и уже не получится работать так, как все привыкли десять лет назад. Большинство денежного оборота предпринимателей проходит через банки, появился контроль за денежными платежами, контрагентами, обмен данными по расчётным счетам с Росфинмониторингом и ФНС.
Возможность обработки больших массивов данных позволяет государственным структурам формировать определенные модели типичного работающего, в рамках действующего законодательства, предприятия. Если кто-то вдруг выбивается за рамки созданной налоговиками модели, то ли же приглашают для беседы, чтобы прояснить все эти возникшие отклонения от нормы, либо же организуют блокировку расчетных счетов. Самое интересное, что модели стали строить не только налоговики, но и банки, имеющие доступ к оборотам аналогичных бизнесов. И контроль со стороны банков за деятельность все усиливается, как и скорость обмена данными с фискалами.
Ярким примером такого подхода является случай, когда налоговые органы озаботились тем, что доля вычетов по НДС по схемам с использованием клининговых (это такое модное слово, обозначающее уборку помещений и прочего) компаний составляет 85%, тогда как по оценочным моделям норма вычетов для компании, которая работает «в белую», составляет 35%. Кроме того, те же клининговые компании широко используют аутстаффинговые (с привлечением стороннего персонала) схемы, позволяющие резко снижать уплату социальных налогов.
Следствием этой озабоченности стал большой, извините за выражение, шмон, который ФНС и ФСБ устроили в ряде крупнейших клининговых компаний, как в Москве, так и по всем регионам России.
В результате чего, вдруг совершенно внезапно выяснилось, что в тендерах, проводимых такими крупными компаниями с государственным участием как РЖД, ВТБ, Сбербанк и прочими, уплата каких-либо налогов также вообще не предусмотрена. Государство само пытается купить услуги как можно дешевле, когда в стоимость услуг оплата налогов ну никак не включена, а потом пытается эти самые налоги собрать с тех, кто эту услугу оказал. Разве это не прелесть?